Полезные и вредные насекомые

Дачные дела

Все для начинающих садоводов и огородников.

В наших садах живет очень много вредных и полезных насекомых, которые питаются вредителями растений. Давайте перечислим полезных:

Пчела

Значение пчёл трудно переоценить, ведь эти трудолюбивые насекомые опыляют растения и производят мёд, который применяется и в кулинарии, и в косметических целях, и для лечения болезней. Да и другие продукты пчеловодства — перга, прополис, маточное молочко, пчелиный яд — не менее полезны. Все они являются природными антибиотиками.

От опыления растений пчелами улучшается качество семян, увеличивается размер, сочность и вкусовые качества плодов

Пользу приносят даже ульи пчёл и погибшие насекомые. Из сот делают воск, а из пчелиного мора — лекарственные настойки.

Для лечения медведку отлавливают в экологически чистых местах; насекомые которые контактировали с химикатами, будут токсичными

Полезные и вредные насекомые

Обитающие на нашей планете живые существа подразлеяются на две большие группы или, если угодно, два мира: растительный мир и животный мир. В свою очередь, принадлежащие к каждому из этих двух миров живые существа (растения к растительному миру; животные-к животному) подразделяются на множество более мелких отрядов, классов… Так, животный мир подразделяется на следующие классы: млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, рыбы, насекомые… Вот о последнем и поговорим более подробно.

Класс насекомых относится к членистоногим (к этому типу относятся и ракообразные, пауки). Как правило, насекомые обычно выдают свое присутствие при температурах среды обитания выше нуля градусов. Однако принадлежащие к этому классу живые существа населяют всю нашу планету. В тех климатических поясах, где существует смена времен года, они впадают в продолжительную спячку на время зимнего сезона. Сколько существует насекомых во всем мире-сказать также сложно, как подсчитать количество всех деревьев во всех лесах нашей планеты или количество звезд на небе. Не исключено, что насекомых окажется в разы или в десятки раз больше чем деревьев во всех лесах и джунглях (что очень вероятно!) нашего земного шара.

Современные подсчеты и оценки ученых превзошли все наши ожидания. Оказалось, что по ориентировочным оценкам количество всех насекомых на Земле порядка…десяти в восемнадцатой степени! Выходит, что насекомых больше чем звезд в нашей галактике (150 млрд.).
А сколько видов? Несколько миллионов! Они населяют, как уже было сказано, практически весь земной шар, кроме, может быть, морей и краев вечных снегов и льдов.

Среди такого многочисленного класса насекомые встречаются существа полезные и вредные. Стоп! Как это понимать: ‘полезные’, ’вредные‚ насекомые? Ведь с экологической точки зрения ничто в мире живых существ не может быть лишним, и потому не может быть ни полезным, ни вредным. Уничтожение же какого-нибудь вида может привести к дисбалансу в экосистеме.

Так вот, говоря о таких понятиях, как “вредные” или “полезные” насекомые (да и о других живых существах вообще), мы подразумеваем приносимые ими пользу (или вред) человеку. При этом мы полезных стараемся охранять, в то время как борьба с насекомыми-вредителями является одним из залогов успешного выращивания плодовоовощных культур и удачного сбора урожая.

К полезным насекомым традиционно относят тех, которые являются врагами насекомых-вредителей, уничтожающих посевы культур или так или иначе приносящих вред человеку. Вот краткий перечень полезных насекомых: божья коровка, златоглазка, жужелица, паук, муравьи…

А к вредным насекомых относятся тля, майский жук, медведка, боярышница, пяденица, слизни, крыжовниковая огневка, капустница, комнатная муха, комары, москиты… Кстати, помимо уничтожающих посевы и плодово-ягодные культуры есть еще насекомые (и не только насекомые), ведущие паразитический образ жизни. К последним относятся клопы (лесные, домашние и прочие), блохи, комары, москиты и некоторые другие.

Уничтожение вредных насекомых-основная задача садовода, выращивающего сельскохозяйственные культуры у себя на участке. Да и не только садовода. Ведь из-за нашествия вредителей (особенно саранчи) случаются неурожаи и, как следствие, баснословные цены на злаковые (или другие, которые пострадали от нашествия вредных насекомых) культуры.

Говорить о кровососущих насекомых излишне. Кому из нас с младенчества не приходилось переносить укусы комаров, слепней и прочей подобной мерзости! Здесь уж речь идет не о защите выращиваемых сельскохозяйственных культур, речь идет о том, как защитить себя и не быть отданным на растерзание этим “вампирам”. Не говоря уже о том, что подобные кровососущие насекомые-паразиты могут заразить Вас рядом заболеваний, одним из которых является хорошо известная всем малярия или желтая лихорадка. Также нельзя упомянуть и о том, что в свое время блохи были причиной эпидемии чумы, так как являлись разносчиками этого страшного для того времени заболевания. Источник: Почему необходимо уничтожение блох .

И это еще не все! Мы не упомянули о таких паразитах, как вши, клопы…, также доставляющих дискомфорт человеку. Правда, присутствие этих насекомых на теле человека и в его жилище всегда ассоциируется с его “нечистоплотным” образом жизни.

Обитающие на нашей планете живые существа подразлеяются на две большие группы или, если угодно, два мира: растительный мир и животный мир. В свою очередь, принадлежащие к каждому из этих двух миров живые существа (растения к растительному миру; животные-к животному) подразделяются на множество более мелких отрядов, классов… Так, животный мир подразделяется на следующие классы: млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, рыбы, насекомые… Вот о последнем и поговорим более подробно.

Самые распространенные насекомые-энтомофаги

В России зарегистрировано 26 видов насекомых-энтомофагов, и их с большим успехом применяют в промышленном садоводстве и овощеводстве, в теплицах. В открытом грунте можно использовать гораздо меньшее количество энтомофагов, но они могут защитить растения от вредителей лучше, чем ядохимикаты. Вот самые распространенные и эффективные насекомые:

ЭнтомофагКаких вредителей уничтожает
Божьи коровкиЛиственная тля, панцирная тля, паутинный клещ, щитовки и ложнощитовки, листоблошки, кокциды, клещи.
ГаллицаРазличные виды тли.
ЖужелицаГусеницы совок, плодожорок, пядениц, боярышницы, яйца овощной мухи.
ЖурчалкаТля
НаездникГусеницы бабочек, личинки мух, тли, яблонной моли.
Жуки-мягкотелки (пожарники)Различные гусеницы, тли, мелкие слизни.
Жуки-пестряки (пчеложуки), (пчеломуравьи).Короеды, усачи, точильщики, долгоносики и т.п.
ЗлатоглазкаБелокрылка, тля и т.д.

Как видим, в этой таблице нет муравьев. Для них тля – домашнее животное, о котором они заботятся, как пастухи о стаде.

Тля для муравьев – это натуральная дойная корова, а в качестве молока выступает сладкий «сок», который выделяет обожравшаяся тля. Для «дойки» муравью достаточно пощекотать тлю. Муравьи и охраняют тлю, и переносят ее на более тучные пастбища (на свеженькие растения), чтобы тля жирела и муравьям молочко давала. Гады.

А вот на самых распространенных в наших широтах видах насекомых-энтомофагов следует остановиться подробнее.


Самые распространенные насекомые-хищники.

Галлица Афидимиза

Большинство представителей этого семейства не понаслышке знакомы садоводам своей вредоносностью. Но среди них есть один полезный вид – галлица Афидимиза (Aphidoletes aphidimyza), личинки которой встанут на вашу сторону и помогут на пару с божьими коровками расправиться с вездесущей тлей.

Взрослая особь галлицы Афидимизы. Фото с сайта sciencesource.com

Имаго этого садового санитара походят на крохотных мушек, а вылупившиеся прозрачные личинки еще более незаметны. Позднее личинки окрашиваются в желтые, оранжевые или красные оттенки (цвет определяется разновидностью поедаемой тли) и при ближайшем рассмотрении мест скопления вредителей сигналят нам своей яркой окраской — все под контролем!

Личинки галлицы Афидимизы очень любят тлю

Этого довольно крупного черного жука (до 4 см) по праву можно назвать одним из главных помощников садовода. В его рацион входят самые разнообразные вредители от гусениц огневки и пилильщика до блошек и вредных галлиц.

5 Клещ

На пятом месте находится клещ. Это насекомое обитает в густых кустарниковых зарослях, а также на поросших травой лугах. На высоту более метра не поднимается. Относится к числу кровососущих. Нападает на животных, грызунов, птиц, человека. Является переносчиком различных инфекций, таких, например, как энцефалит. Встречается в городских парках и скверах.

На пятом месте находится клещ. Это насекомое обитает в густых кустарниковых зарослях, а также на поросших травой лугах. На высоту более метра не поднимается. Относится к числу кровососущих. Нападает на животных, грызунов, птиц, человека. Является переносчиком различных инфекций, таких, например, как энцефалит. Встречается в городских парках и скверах.

Жужелицы

100 личинок в день или 5 средних гусениц – именно таков рацион среднестатистической жужелицы на вашем участке. Они способны поедать не только яйца, куколок и личинок вредных насекомых, но и взрослых особей и даже некрупных слизней. Кстати, крупным жужелицам даже птицы не помеха – при первых признаках опасности они выделяют отпугивающее вещество и остаются целы.

Не все жужелицы одинаково полезны – небольшая (около 1,5 см) жужелица хлебная и сама недалеко ушла от остальных вредителей.

Зимуют жужелицы под корой, в кучках мха, опилок, торфа или перегноя, а также под камнями, поэтому осенью не расчищайте свою вотчину слишком тщательно, оставьте домики полезных насекомых. Кстати, жужелицы живут 3-5 лет, так что помогать вам будут ни один сезон.

Зимуют жужелицы под корой, в кучках мха, опилок, торфа или перегноя, а также под камнями, поэтому осенью не расчищайте свою вотчину слишком тщательно, оставьте домики полезных насекомых. Кстати, жужелицы живут 3-5 лет, так что помогать вам будут ни один сезон.

Насекомые вредные и полезные. Нос долог, голос тонок Кто его убьёт, свою кровь прольёт. комар В природе существует много насекомых полезных и нужных человеку. – презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемОлег Доможиров

4 Мухи являются разносчикам и холеры, дизентерии, гепатита и тифозной лихорадки. Они кусается и пьёт кровь. Осенью в щель заберётся, а весной проснётся. Большинство укусов насекомых поражает на некоторое время и не очень серьезно. Но у некоторых людей аллергия к укусам пчел и ос. В случае укуса таким людям нужно обратиться к врачу, получить лекарство, препятствующее возникновению аллергической реакции. муха

Полезные насекомые и животные на даче и огороде.

Хоть на первый взгляд эти насекомые, пресноводные и пресмыкающиеся животные весьма неприятны и могут вызывать, если приметишь их в саду и на огороде, одно желание – поскорее их удалить со своего земельного участка, но они могут оказаться очень полезными для сохранения урожая до его сбора. Вот такие обитатели сада и огорода относятся биологами к весьма полезным.

Милое насекомое чудесной расцветки.Чаще всего встречается семиточечная коровка.Но также встречаются жуки с желтыми надкрыльями и черными точками или темные жуки со светлыми пятнами или вообще без них. Также количество пятен или рисунок крыльев могут быть разнообразными.

Известная у нас семиточечная божья коровка уничтожает в день до 150 тлей, более мелкие виды – до 60. Еще будучи личинками, насекомые пожирают в общей сложности до 800 тлей. Так, самка жука уничтожает за свою жизнь около 4 тысяч взрослых тлей.
Есть разумные огородники и садоводы, которые специально находят места зимовки божьих коровок (обычно они зимуют в лесном насте, найти их места «лежки» можно в апреле) и переносят их к себе на огород, как личинок, так и более взрослых особей. На коре деревьев в мае также можно заметить желтые яйца личинок божьей коровки. Не уничтожайте их. Божья коровка еще отплатит с лихвой за доброту садовода. И жуки и личинки поедают паутинного клеща, тлю, яйца и вылупившихся мелких гусениц.

Читайте также:  Капуста Мегатон F1: характеристика и описание гибрида, выращивание и уход

Привлечь божьих коровок можно так,опрыскиваем участок посреди отдельно взятого огорода сладким сиропом ( 140 г сахара на 1 литр воды). Результат не плохой,за 2 дня после опрыскивания количество божьих коровок вырастит раз в 14.

Еще одну ошибку совершают те огородники, которые в начале лета уничтожают, только завидев, свисающие с листьев деревьев в саду на тончайших нитях яйца. Это расплодилось насекомое златоглазка. Из яичек вскоре вылупятся личинки, которые затем превратятся в насекомых. Они, в свою очередь, будут поедать в течение лета на вашем огороде тлю, клеща, щитовку, гусениц. Причем уничтожают тлю, как личинки насекомого, так и взрослые особи.

ТРИХОГРАММА (яйцеед)
Очень маленькое насекомое, откладывает свои яйца в яйца вредителей, отчего из последних не вырастает вредитель.

Это пушистые одиночные пчелы — и совершенно безвредные. Вот пользу саду приносят огромную. Вылетают на сбор нектара при таких температурах воздуха, при которых обычная домашняя пчела и носа из улья не показывает.

Поселяются в самых неожиданных местах — в отверстии из-под старого гвоздя, в щелях. Если будет установлен домик , осмии приживутся и сад будет опылен на отлично.

Увы, но и этому насекомому приходится туго, если садовод, завидев ее на растениях в саду, спешит устранить, обработать ее личинок химикатами, а растения обрызгать спешно, чтобы оно его не поедало или чем-нибудь не заразило. На самом деле это жужелица обыкновенная – жук со спинкой, отливающей металлом. Очень шустрый, надо сказать.Личинки у него, если обнаружите в почве, похожи на червячков, у которых на груди сложены несколько длинных ножек. Не уничтожайте ни тех, ни других, так как личинки и взрослые особи охотятся на массу вредных насекомых, обитающих в саду, а также на улиток и слизней. Это ночной жук, потому ночью его охота очень удачна. Ведь многие насекомые, на которых он охотится, также расслабленно выходят на охоту, чтобы подъедать и портить ваш будущий урожай.

Стеторус, или клещевая коровка.
Активный истребитель паутинных клещей. И жуки, и личинки активно питаются клещами и их яйцами, уничтожая за свою жизнь от 800 до 2000 особей вредителя.

Обнаружить жуков можно в местах скопления паутинного клеща, чаще всего на малине, на обратной стороне листьев. Бывали случаи, когда даже в производственных условиях, при сильном заражении малины паутинным клещом, хищник за несколько дней истреблял вредителя полностью, и необходимость в химической обработке отпадала. На садовом участке условия для стеторуса более благоприятны, и если при обнаружении паутинного клеща вы заметите и крохотных жучков черного цвета на обратной стороне листьев, вам не стоит беспокоиться: он сделает свое дело – очистит растения от паутинного клеща быстро и эффективно.

Кстати, и божьих коровок, и стеторуса можно собирать где-то в другом месте и выпускать в своем саду, они отлично приживаются.

Журчалки имеют большое значение в садоводстве, поскольку их личинки питаются тлей. Развиваются личинки в разных условиях,в почве, навозной жиже или на растениях. Визуально журчалка похожа на осу(поэтому многие их боятся и прогоняют), длина взрослой особи – 8-15 мм.Сами журчалки питаются цветочной и медвяной росой, а также секрециями тли.
Наиболее подходят журчалкам участки с цветущими растениями, но только не ухоженные газоны. Особенно любят журчалки растения, цветущие желтыми цветами.

Наездники развиваются, как паразиты, на различных хозяевах, которыми могут быть многие насекомые, за исключением пауков. Для садоводов наездники имеют большое значение, так как они уничтожают гусениц бабочек, личинок мух и тлю.
Наездник любит селиться в зонтичных растениях (укроп, кориандр, тмин, купырь и пр.).

В качестве примера следует упомянуть 2 разных вида наездника, имеющих особое значение. Первый вид паразитирует на гусеницах бабочки-капустницы, второй – на тле. Яйца наездник откладывает на насекомое, его личинку, гусеницу или в их тела с помощью специального жала, которое молниеносно протыкает тело жертвы. Из яйца вылупляется личинка соответствующего вида наездника и высасывает «хозяина».

___________________________
Если мы где-то возьмем много полезных насекомых и выпустим их в сад, то эффект будет только кратковременный. Гораздо важнее, чтобы полезные насекомые прижились в саду. Для этого надо создать для них подходящие условия. В первую очередь – это кормовая база и места для укрытия и размножения полезных насекомых.

Обычно в живой изгороди вокруг сада высаживают растения, на которых развиваются вредители и выживают хищные насекомые. Только в этом случае они могут предотвратить вспышки размножения вредителя.

Зачастую спасатели урожая не селятся на земельном участке из-за отсутствия для них жилья.Но можно соорудить вот такой вот домик из подручных средств.

Растения, привлекающие полезных насекомых.
________________________________________

Привлекает к себе божьих коровок, клопов хитрых, мелких паразитических ос, златоглазок и мух прежде всего своей кормовой ценностью. Пижмовая тля, например, питается соком растения и часто скапливается в больших количествах по краям его пильчатых листьев.

Преимущество пижмы и в том, что настой из листьев пижмы отпугивает колорадского жука. От себя добавлю, обильный травостой из пижмы хорошо использовать в компостах. В таком компосте не заводятся личинки медведки и майского жука.

Отвары из листьев и цветов пижмы содержат много различных витаминов, эфирных веществ, улучшают вкус кваса, теста, из цветов варят варенье.

Многолетнее растение, привлекательное для ос и мух. В период цветения покрывается множеством желтых цветков.

Привлекают мелких ос и пауков. В грунт высаживают рассаду в период, когда миновала опасность заморозков.

Привлекает в период цветения клопов хитрых, пауков, мелких ос, журчалок и златоглазок. Его ароматные семена используют в хлебопечении и для приготовления маринадов.

А так же гречиха,укроп,медонос,мята колосистая. И многие обладают виды бобовых, например: клевер пунцовый, клевер ползучий, вика. Они обеспечивают полезных насекомых постоянным кормом и влагой, обогащают почву азотом.

Чтобы обеспечить на весь сезон наличие цветущих растений, привлекательных для полезных насекомых, начинать нужно с тех, которые раньше зацветают, например, с гречихи, на смену которой придет укроп пахучий. Сразу же нужно посадить бархатцы, календулу, чтобы они зацвели в середине лета. Следует выращивать пижму, донник и пупавку, которые из года в год цветут длительное время.

Задача использования полезных насекомых состоит не в полном уничтожении вредителей, а в контроле за их численностью.

Животные – защитники сада и как их привлечь на участок.
___________________________________________________
Наряду с птицами огромную пользу саду и огороду оказывают животные, живущие на приусадебных участках. Иногда это редкие гости, а порой они заселяют территорию целыми колониями, и тогда их приходится отваживать от огорода. Полезные для сада животные поедают насекомых-вредителей, а также могут отпугивать незваных гостей (к примеру, крыс), уничтожающих урожай

Лягушки и жабы.
О пользе лягушек и жаб известно многим. Питаются они насекомыми, поедая в основном вредных, охотятся преимущественно ночью. Лягушка в сутки может уничтожить до 2 г насекомых, а жаба — в 4 раза больше. Польза лягушек на даче заключается в том, что они поедают комаров, муравьев, слизней, бабочек, кузнечиков, проволочников. Также эти полезные животные в саду могут охотиться на медведок, долгоносиков, гусениц, личинок колорадского жука.
Жабята и лягушата, как и их родители, питаются комарами, тлей, долгоносиками, могут съесть малинного жука и т. д.Самое замечательное качество у этих существ то, что они охотятся ночью, когда птицы спят, уничтожая вредителей, активных в темное время суток, и не причиняя никакого вреда посадкам.

Уступы и дно выполняются в строго горизонтальном направлении. Так растительные остатки осядут на их поверхности ровным слоем и не будут образовывать токсичных газов, которые могут отравить обитателей водоема.

Верхний уступ засаживается растительностью, на другом берегу пруда высаживают высокие травы и кустарники для того, чтобы днем лягушки и жабы могли спрятаться в этих зарослях от палящего солнца.

Иногда на берегу устраиваются убежища для лягушек — делают кучки из сухих веток и камней. Кроме того, домики для жаб и лягушек можно выполнить и из кирпичей. Два кирпича, поставленные на торец, служат в качестве стен, а третий, положенный на них сверху, выполняет роль крыши. В таких домиках обитатели пруда проводят зиму.

Ёжики.
Очень хорошо, если в вашем саду или на участке поселился еж, ведь он насекомоядное животное. Ежи поедают слизней, жуков и их личинок, гусениц, червей, проволочников, листоедов и прочих насекомых. Польза ежей на огороде ещё и в том, что они также охотятся на мышей, лягушек, могут расправиться со змеей и съесть птенцов.
Если у вас на участке появился еж, можно помочь животному, подкармливая его до конца октября и с середины февраля сухими собачьими или кошачьими консервами.

Для того чтобы еж остался на приусадебном участке, нужно устроить ему зимнюю «квартиру». С этой целью лучше всего использовать сухие ветки и солому.

В заросшем травой углу участка сделайте из подготовленного заранее материала копну, которую накройте старыми досками. В итоге сооружение должно напоминать шалаш, наполненный соломой.Для защиты от влаги сверху к доскам можно прикрепить полиэтиленовую пленку. В завершение работы убежище слегка присыпают землей и закрывают крупными камнями. Рядом поставьте блюдца с кормом и водой.

Землеройка-бурозубка.
Она не роет нор, а живет обычно в лесной подстилке, там же ищет себе корм. Польза этих животным растениям заключается в том, что землеройки питаются червями, личинками, слизнями, пауками, мокрицами, гусеницами пядениц и совок и другими насекомыми. Зимой они не впадают в спячку, а продолжают активную жизнь, делая ходы в снегу, разгребая его и мерзлые остатки травы в поисках добычи.
Если землеройка встречается у вас в саду, знайте — она ваш друг и помощник.Для привлечения зверька в заброшенном уголке участка либо рядом с растениями, подвергшимися нападению вредителя, которым питается землеройка, необходимо соорудить убежище,для этого следует выполнить невысокую насыпь из земли, после чего накрыть ее слоем сухих листьев и травы.

Читайте также:  Когда и как сажать семена помидор

Польза ящериц в огороде очевидна – они поедают медведок, мух, бабочек, различных личинок, пауков, кузнечиков и т. д.

По количеству истребляемых вредителей ящерицы приближаются к птицам. В южных областях встречаются зеленые ящерицы. Польза от этих ящериц на даче в том, что они питаются различными червями, слизнями, гусеницами, личинками.
С целью привлечения на приусадебный участок ящериц устраивают небольшие декоративные песочницы. Дело в том, что в песке ящерицы откладывают свои яйца. Обычно такие песочницы не огораживают — просто насыпают кучу песка, вокруг которой сажают всевозможные декоративные растения и размещают крупные камни, на которых эти существа «отдыхают» в солнечную погоду. За песочницей не ухаживают. Небольшой декоративный водоем поблизости сделает условия проживания ящериц более комфортными.

Летучие мыши.
Они поедают огромное количество вредоносных насекомых, многие из которых летают исключительно в ночное время, когда большинство птиц спит.

Даже среди привычных для нас ночных бабочек немало и тех вредин, которые откладывают в грунт свои яйца, а потом из них появляются прожорливые гусеницы. Вот с ними-то и справляются летучие мыши – легко и быстро. К тому же за свою жизнь ночные летуны поедают неисчислимое число надоедливых комаров. Помимо этого эти животные замечательно опыляют цветы и плодовые деревья.

Для того чтобы летучие мыши регулярно посещали ваш участок, в саду должно быть достаточно корма для них, то есть насекомых. Рассадите всевозможные душистые цветы и травы, в том числе и ночные цветущие растения (энотера, табак, мирабилис, гелиотроп, розмарин, лаванда, буддлея, жимолость и др.). Кроме того, эти замечательные животные любят участки с деревьями и кустарниками, потому что на них много всяких жучков и бабочек, которых можно собирать прямо с кроны не опускаясь к земле.

Всегда можете построить небольшой домик для этих животных, в котором они поселятся и будут помогать вам справляться с различными садовыми вредителями. Жилище для мышек можно сделать из обычных деревянных планок, но обратите внимание, что их нестроганая часть должна быть внутри, чтобы мышки могли за нее цепляться. Домик нужно прикрепить на значительном расстоянии от земли, чтобы его жильцов не достали хищники.

Если вы живете на севере, то домик желательно покрасить в темный цвет, для того чтобы его хорошо согревало солнце, а если на юге – то соответственно светлой краской, которая сможет отражать тепло. Будьте готовы к тому, что после 6 месяцев или максимум через два года летучие мыши захотят найти новый домик. А через год после новоселья вполне могут вернуться и в старый.

Многолетнее растение, привлекательное для ос и мух. В период цветения покрывается множеством желтых цветков.

Кошенильный червец (кошениль)

Так называют несколько видов насекомых, вырабатывающих красный краситель кармин. Для изготовления красителя необходима карминовая кислота. Ее изготавливают из самок кошенили. Добыча красящих веществ таким образом известна еще с 6 века до н. э.

Одна личинка тутового шелкопряда может за минуту произвести 15 метров шелковой нити. А в одном коконе ее может быть более километра. Существуют и другие виды шелкопрядов, но их шелк — низкого качества.

Дидактическая разработка «Полезные и вредные насекомые»

Светлана Васягина
Дидактическая разработка «Полезные и вредные насекомые»

Дидактическое пособие по ознакомлению с окружающим миром, «Полезные и вредные насекомые», содержит материал о разнообразии видов полезных и опасных насекомых. Будет интересно детям 4-7 лет.

В процессе работы с пособием у детей активизируется познавательный интерес, любознательность, формируется умение в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам. Дети получат знания об опасных для жизни и здоровья насекомых, с которыми они встречаются в природе. О том, что свою жизнь надо беречь и не подвергать опасности.

Данное пособие поможет узнать о пользе насекомых в природе и в жизни человека, развить интерес к познанию окружающей природы, соблюдая осторожность и осмотрительность. Воспитать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле, не разрушать условия жизни лесных обитателей, ведь в природе все взаимосвязано.

Данное дидактическое пособие можно использовать родителям, педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций, для групповой и индивидуальной работы.

Автор составитель Васягина Светлана Васильевна

Беседа-презентация с подростками «Полезные и вредные привычки» с использованием ИКТ Цель: 1. Познакомить с понятием «привычка», формировать и закрепить представления о полезных и вредных привычках. 2. Развивать умение анализировать,.

Дидактическая игра «Полезные и вредные продукты» Цель игры: ознакомление детей с полезными и вредными продуктами питания. Для изготовления игры нам понадобится: цветной и белый картон;.

Конспект НОД по познавательному развитию «Полезные и вредные продукты питания». Подготовительная к школе группа Разработал (а): студент (ка) ГБПОУ РО “Волгодонский педагогический колледж” Бондарева Елена I. Содержательно-целевой компонент: Цель:.

Круглый стол с острыми углами «Полезные и вредные привычки» Цель: формировать у воспитанников потребность в здоровом образе жизни, ответственность за своё здоровье, устойчивое негативное отношение.

Методическая разработка по теме «Насекомые» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня хочу предложить Вашему вниманию материал, который будет полезен для старших и подготовительных.

План-конспект беседы «Полезные и вредные привычки» с детьми подготовительной к школе группы Цель: Формирование представлений о полезных и вредных привычках и их влиянии на здоровье человека. Ход беседы: Воспитатель: Здравствуйте,.

Проект «Полезные и вредные продукты питания» Актуальность: нездоровые продукты питания наносят непоправимый вред нашему организму, в связи с этим развиваются многие заболевания у людей.

Проект «Вредные и полезные микробы» в подготовительной группе Цель проекта: Сформировать у детей элементарные представления о микробах, вреде и их пользе. Задачи проекта: -сформировать представления.

Данное пособие поможет узнать о пользе насекомых в природе и в жизни человека, развить интерес к познанию окружающей природы, соблюдая осторожность и осмотрительность. Воспитать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле, не разрушать условия жизни лесных обитателей, ведь в природе все взаимосвязано.

Полезные насекомые – наши помощники

Рассказывает Ирина Леонидовна Ермолаева, специалист по защите растений от вредителей и болезней.

В наших садах присутствуют не только видимые враги, но и друзья. Это различные хищные жуки, жужелицы, мухи-журчалки, божьи коровки, муравьи и пауки, которые, питаясь, незримо помогают нам, уничтожая вредителей на разных стадиях развития.

Для привлечения полезных насекомых и для стимулирования их активной работы следует сеять нектароносы, т.е. растения, которые привлекают таких помощников. Это фацелии, горчица, гречиха, семенники моркови, лук и т.д. Причем необходимо создать цветочно-нектарный конвейер – сеять их в разные сроки в междурядья или на свободные места.

Одним из многочисленных полезных насекомых является муха-тахина. Круг вредителей, которых она уничтожает, просто огромен, и эффективность высока. Достаточно сказать, что численность шелкопрядов, пилильщиков, листоверток, молей, огневок тахины держат под постоянным контролем. Выживанию и накоплению этих мух способствует наличие цветущей моркови, пастернака, сныти и других зонтичных культур.

Тело мух-тахин обычно покрыто крепкими щетинками, и поэтому их еще называют ежемухи. Семейство мух-тахин насчитывают около 5 тыс. видов.

Личинки большинства видов тахинов питаются и развиваются за счет насекомого-хозяина. Одни из них являются специализированными паразитами – их развитие связано с насекомыми определенных видов, например, с клопами, бабочками или жуками.

Мухи-тахины по-разному находят своих хозяев. Одни виды мух откладывают свои очень мелкие яйца на поверхность листа, где питается гусеница. Гусеницы, поедая лист, проглатывают яйца, затем внутри гусеницы появляются личинки, которые питаются телом насекомого-хозяина, что приводит к его гибели. Другие виды откладывают яйца непосредственно в тело насекомого-хозяина. И, наконец, есть виды тахин, личинки которых сами находят хозяина и вгрызаются в его тело.

Мухи-тахины откладывают большое количество яиц, и поэтому одна муха способна погубить немало гусениц.

Муравьи и пауки

Огромную работу по уничтожению вредителей выполняют муравьи и пауки. Рядом с капустой можно посеять кориандр и анис. При посеве в один срок они цветут с мая по сентябрь. Их цветы подпитывают многих полезных насекомых и не привлекают бабочек, гусеницы которых повреждают капусту.

Муравьи – это санитары. Они строят себе дома в почве и над ней и приносят большую пользу. Многочисленные ходы муравьев делают почву более рыхлой, а это улучшает условия дыхания для корней растений. Добывая себе пропитание, муравьи приносят в ходы и камеры муравейника огромное количество насекомых-вредителей и их личинок: обитатели только одного муравейника за год уничтожают в среднем до 20 миллионов вредителей сада. Но стоит следить за увеличением количества муравьев, это может привести к угнетению сада, а из-за любимого лакомства муравьев, которое выделяет тля, они способствуют еще и расселению колоний тли. Тут нужно подумать, стоит ли оставлять муравьев на своих участках или нет.

Пауки. Значительную часть добычи пауков семейств пауков-скакунов (Salticidae), воронковых пауков (Agelenidae), пауков-волков (Licosidae), пауков-бокоходов (Thomisidae) составляют такие опасные вредители, как вредная черепашка, колорадский жук, луговой мотылек, различные виды молей, множество двукрылых.

Внимание! Хочу предупредить, что полезные насекомые, как и вредители, зимуют в коре, листьях, в почве на садовом участке. А летом не стоит вылавливать в саду всех увиденных насекомых, ведь можно оставить сад без защитников – полезных насекомых, которых называют энтомофагами.

Божьи коровки

Все знают, как выглядит божья коровка, но не все в курсе, какую пользу она приносит. Она плодовита и откладывает яйца маленькими группами по 30 шт., яйца желтые, похожи на яйца колорадского жука и бабочки боярышницы.

Взрослый жук за день съедает 100 – 200 тлей, личинки в десять раз прожорливее клещей, белокрылок (Aleyrodidae) и червецов (Coccoidea).

Божьих коровок привлекут в наш сад растения семейства сложноцветных: маргаритки, пижма, или тысячелистник.

Личинка Божьей коровки

Этих тружениц можно увидеть в процессе перекопки или рыхления почвы. Это ночные хищницы, которые охотятся на насекомых, живущих в почве: куколок бабочек-огневок, пядениц, на личинок жуков-щелкунов (проволочников), галлиц. Уничтожают слизней и гусениц. Меню одной жужелицы в сутки составляет около ста личинок огневки, 5 взрослых гусениц огневки и 5–6 личинок долгоносика. А личинки намного прожорливее взрослых, они сидят в вырытых ямах и хватают проползающих мимо насекомых.

Чтобы жужелиц в саду было больше, позаботьтесь о плодородии почвы. Т.е. вносите весной и осенью органические удобрения, перегной и т.д.

Златоглазка

Это нежное и стройное насекомое. Цвет нежно-зеленый. Взрослые насекомые кормятся нектаром цветов, падью тлей, пыльцой, а также самими клещами и тлями, уничтожая в день до 4000 особей. Личинки высасывают паутинных клещей и тлей. Златоглазка предпочитает для размножения прохладные тенистые места, покрытые зарослями папоротника.

Читайте также:  Маринованные огурцы с горчичными семенами: рецепты на зиму

Двухсантиметрового ктыря невозможно спутать с какой-либо другой мухой. Мощные лапы, вооруженные щетинками и присосками. Из сплюснутой головы торчит крепкий, заостренный на конце хоботок. Им ктырь может проколоть даже такой прочный панцирь, каким обладают жуки.

Ктыри, уничтожая массу вредных насекомых, приносят несомненную пользу. В их меню входят жуки, мухи, кобылки, цикадки, бабочки и даже гусеницы. Полезны не только взрослые насекомые, но и личинки, живущие в почве и уничтожающие личинок жуков-щелкунов, хрущей и чернотелок, яйца саранчовых и гусениц, подгрызающих совок.

Интересно. Самые крупные ктыри достигают 5-ти сантиметров. Трогать ктырей руками не стоит – их укус столь же болезнен, как укол пчелиного жала.

Таких мух привлекают растения из семейства астровых – золотарник, ромашка, маргаритки, а также различные виды мяты – котовник, мята перечная и колосовая.

Трихограмма

Это яйцеед, массовое размножение которого уже поставлено на промышленную основу. Самки трихограммы откладывают свои яйца в яйца многих вредителей – яблонной плодожорки, желтого и бледноногого крыжовникового пилильщика, лугового мотылька, капустной совки, капустной белянки и других.

Поскольку эти насекомые очень маленькие, они берут нектар из мелких открытых цветов типа аниса, укропа. Хорошим приютом для них служат растения семейства сельдерейных.

Из сказанного выше следует, что чем больше в саду растений-нянек, тем меньше будет у вас проблем с вредителями. Эти растения можно располагать по краям сада или окаймлять ими участки с овощами. Следует так подбирать виды растений, чтобы они цвели долго, сменяя друг друга. Для этого подходят бархатцы, алиссум, пижма, ромашка, маргаритки. Продолжительное время цветут чабер, лаванда, иссоп, базилик, розмарин, душица.

Можно назвать еще много полезных насекомых – наших помощников. Но численность их все равно меньше, чем вредителей. Птицы, лягушки и жабы, стрекозы, пауки – многие животные помогают сделать сад и огород чистыми от вредителей и здоровыми. Но сами они не имеют защиты от химических препаратов.

Химические обработки уничтожают в первую очередь полезных насекомых, так как в силу ряда причин они более чувствительны к химии и, кроме того, численность их намного меньше. На фоне обильной кормовой базы и отсутствия естественных врагов оставшиеся после обработки вредители начинают интенсивно размножаться. Прежде всего это относится к сосущим вредителям – тлям и клещам, дающим несколько генераций в течение вегетационного периода.

Эта информация – для любителей химии и для тех, кто считает нужным уничтожать все, что летает, ползает, прыгает по участку.

Трихограмма

Урок на тему «Насекомые вредные и полезные», 4 класс

Уроки развития речи имеют своей целью коррекцию дефектов общего и речевого развития младших школьников с ОВЗ, их познавательной деятельности.

Изучение тем, предлагаемых предметом, формируют у обучающихся элементарные представления и понятия, расширяя и обогащая представления об окружающем мире. Аналитико-синтетическая деятельность развивается через обучение видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности.

В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь обучающихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь. Обучающиеся упражняются в более точном сочетании слов, построении предложений, составлении связных текстов. Основным методом обучения является беседа. В процессе беседы реализуется возможность задавать вопрос, давать ответ на поставленный вопрос, вести диалог между обучающимися и педагогом. Главным компонентом беседы является речь самих обучающихся. Роль учителя заключается в активизации речевой деятельности, наблюдении за явлениями и процессами, происходящими в природе, наблюдением за жизнью людей и животных в различные времена года. Чаще всего беседа используется на экскурсии, в обсуждении увиденного, во время демонстрации материала к уроку. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме, тем самым закрепляя у обучающихся умение правильно строить предложения, формулировать связные высказывания.

Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления обучающихся.

Тема «Насекомые вредные и полезные» изучается после экскурсии на тему «Сезонные изменения природы. Апрель – середина весны». Данная последовательность позволяет сделать вывод о том, что с наступлением тёплой погоды в природе происходят новые качественные изменения: таяние снега, увеличение дневной температуры за счёт роста светового дня, пробуждение растительного и животного мира. Материал для повторения и изучение нового материала рассчитаны на интеллектуальный уровень и психофизические возможности данного контингента. Все задания составлены с учётом возрастных особенностей, развития речи обучающихся класса.

Технологическая карта урока развития речи

1.ФИО учителя: Пенкина Ольга Андреевна

3.Тема урока: Насекомые вредные и полезные

4.Тип урока: комбинированный урок

5.Цель урока: расширение и актуализация знаний о полезных и вредных насекомых.

Познакомить с делением мира насекомых на вредных и полезных;

Воспитывать интерес к природе через знакомство с особенностями мира насекомых;

Расширение кругозора и активного словарного запаса;

Формирование умения составлять распространённые предложения.

Иллюстративный материал (цветные картинки, картинки-раскраски)

Конверты с раздаточным материалом

Рабочая тетрадь по чтению и развитию речи

Презентация по теме урока (НАСЕКОМЫЕ. ПОЛЬЗА И ВРЕД)

Пальчиковая игрушка для зрительной гимнастики

Задания на карточках:

Первое задание на карточке:

Про кого эти фразы:

«Дарит человеку целебные продукты; опыляет растения для их роста; из их продуктов делают лекарство». (2 человека – в паре)

Найти неверное выражение: «Переносят заразные болезни; в прохладный день обмахиваю человека крылышками». (2 человека – в паре)

Третье задание: на доске

Выберите правильный вариант названия жука:

Июньский, июльский, январский, майский. (1 чел)

Четвёртое задание: на доске

Вставьте пропущенные слова в текст:

Трудолюбивые муравьи (копают, рыхлят ) землю. Муравьи (поедают, разбрасывают) гусениц, червей и слизней. Муравья называют (доктором, санитаром) леса) (1 чел)

У кого из названных сегодня насекомых нет крыльев? (1 чел)

На карточке записать предложение их данных слов и прочитать его. (1 чел)

Человек, природы, и, часть, насекомые.

Когда это бывает?

Слова для определения темы урока (НАСЕКОМЫЕ: ПОЛЬЗА И ВРЕД)

Вопросы по рефлексии

Сегодня я узнал…

На уроке я научился…

Мне было трудно…

Мне было непонятно…

Теперь я знаю, что…

Я бы хотел узнать, почему…

8.Я могу рассказать на следующем уроке про…

Основные этапы организации учебной деятельности

Создание психологического настроя обучающихся;

обеспечение нормальной обстановки на уроке.

Приветствие обучающихся, просьба проверить наличие необходимых школьных принадлежностей, выражение уверенности в успехе; включение в ритм урока

– Здравствуйте, ребята! Давайте проверим, как мы подготовились к уроку, всё ли у нас на месте. Молодцы! Все готовы, но сядет только тот, кто правильно ответит на вопрос, который написан на карточке.

Приветствие учителя, проверка наличия необходимых школьных принадлежностей

Регулятивные: готовность к уроку

приветствие учителя стоя

2. Постановка цели и задач урока

Актуализация знаний, подготовка к восприятию нового материала, определение темы урока

Организует работу по повторению знаний и определению темы урока.

– Карточка находится на партах.

Назвать весенние месяцы.

Назвать время года, идущее перед весной.

Назвать время года, идущее за весной.

Назвать приметы весны.

Назвать приметы весны.

Назвать приметы весны.

Когда это бывает?

Создаёт проблемную ситуацию, задавая вопрос; активизирует познавательную деятельность обучающихся.

– Молодцы! Вы правильно ответили на мои вопросы. Но можете ли вы сказать, какова тема сегодняшнего урока?

Организация работы в парах и индивидуально.

– У каждого из вас есть на парте конверт с разрезной картинкой. Ваша задача собрать её.

Организует смену динамических поз

разнообразием форм деятельности обучающихся.

– Ребята, по мере выполнения заданий вам следует:

Подойти к столу

Найти свою картинку в цвете

Вывесить на доске цветной вариант

Сказать, что это? или кто это?

Организует осуществление межпредметных связей (с русским языком)

– Что? или кто? у нас здесь изображён?

– У вас получились вот такие иллюстрации. Вы правильно задали к ним вопрос КТО?

бабочки, майский жук, пчела, муравей, муха.

Ставит учебную задачу

– Назовите одним словом, кто изображён на иллюстрациях?

– Молодцы! Это насекомые.

Ставит новую учебную задачу.

– А кто догадается, почему я разместила их в две группы?

Подводит к правильному ответу для определения темы урока, если обучающиеся не дадут правильный ответ

– Маленькая подсказка: человек по-разному к ним относится именно по этой причине.

Определение темы урока.

– Умники! Вы совершенно верно дали ответ и у нас получилась тема сегодняшнего урока:

Насекомые вредные и полезные. Наша цель: расширение знаний о полезных и вредных насекомых.

Организация работы в тетради.

– Записываем в тетрадь тему урока.

Читают задание и готовят ответы на предложенные вопросы.

В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь обучающихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь. Обучающиеся упражняются в более точном сочетании слов, построении предложений, составлении связных текстов. Основным методом обучения является беседа. В процессе беседы реализуется возможность задавать вопрос, давать ответ на поставленный вопрос, вести диалог между обучающимися и педагогом. Главным компонентом беседы является речь самих обучающихся. Роль учителя заключается в активизации речевой деятельности, наблюдении за явлениями и процессами, происходящими в природе, наблюдением за жизнью людей и животных в различные времена года. Чаще всего беседа используется на экскурсии, в обсуждении увиденного, во время демонстрации материала к уроку. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме, тем самым закрепляя у обучающихся умение правильно строить предложения, формулировать связные высказывания.

Цикорий

Это полезный многолетник, который произрастает на территории нашей страны. Существует около восьми разновидностей растения, только два из которых культивируются.

Цикорий используется, как заменитель кофе, а также добавляется к напиткам с натуральными кофейными зернами. Употребление его в пищу успокаивает нервную систему.

Цикорий является натуральным диуретиком, гонит желчь, убивает микробов. Растение улучшает работу желудочнокишечного тракта и сердечной мышцы, понижает уровень сахара в крови.


Корневища и корни валерианы луговой применяется для снижения возбудимости центральной нервной системы.

3. Люпин

Сотни видов люпина распространились по всему миру и научились выживать в любых условиях. При посадке люпину нужно побольше места, потому что он просто «раздавит» более деликатных соседей.

Сотни видов люпина распространились по всему миру и научились выживать в любых условиях. При посадке люпину нужно побольше места, потому что он просто «раздавит» более деликатных соседей.

Ссылка на основную публикацию